• Main-19
  • Main-7
  • Main-2
  • Main-1
  • Main-15
  • Main-3
  • Main-5
  • Main-4
  • Main-8
  • Main-18
  • Main-9
  • Main-10
  • Main-6
  • Main-11
  • Main-12
  • Main-13
  • Main-14
  • Main-16
  • Main-17
  • Main-20
  • Main-21
  • Main-22

 

Соколов Р. А. Историческая память о Дмитрии Донском в допетровскую эпоху // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: История. 2023. Т. 68. Вып. 2. С. 481–495. DOI https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.211

Историческая память о Дмитрии Донском в первые века после его кончины имела прежде всего светский характер. Одержанная под руководством князя победа на Куликовом поле определяла общественное восприятие его образа. Еще при жизни Дмитрия наметилось сближение его образа с памятью об Александре Невском, но в отличие от последнего вопрос о церковном прославлении победителя Мамая не ставился. Причиной тому была политика активного вмешательства Дмитрия в дела высшего церковного управления. Ситуацию не изменило и то, что в допетровскую эпоху сформировался церковный культ преподобной Евфросинии — супруги Дмитрия великой княгини Евдокии. На беспорочной жизни великокняжеской семьи и Дмитрия как ее главы древнерусские книжники делали особенный акцент. С памятью о Куликовской битве традиция связывала и происхождение особого дня поминовения усопших, получившего имя святого Дмитрия Солунского и великого князя Дмитрия Донского. Однако все это не стало поводом для церковного прославления последнего даже в период широкой волны канонизации русских святых? инициированной митрополитом Макарием. Причиной тому оставались все те же непростые отношения высшей церковной власти к Дмитрию Донскому. Это, однако, не было препятствием для все большей включенности образа великого князя как талантливого военачальника и победителя Орды в историческую память народа и в идеологическую систему координат вновь созданного единого Русского государства. Иван Грозный считал его одним из исторических образцов для собственного правления и подчеркивал собственное происхождение от этого славного предка. В XVII в. дворяне, конструируя генеалогическую историю своих фамилий, старались связать происхождение собственных родов с выехавшими ко двору Дмитрия Донского боярами. Сохранялась и наметившаяся связь исторического образа Дмитрия с канонизированным в 1547 г. на общерусском уровне Александром Невским.

Ключевые слова: Дмитрий Донской, историческая память, история Русской церкви, история России, Куликовская битва, канонизация святых, Московское княжество

Читать статью

 

Метки: Научные публикации