Соколов Р. А., Смирнова И. Н. Наркомат имуществ Республики и придворное духовенство в первые месяцы советской власти (По материалам Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга) // Новейшая история России. 2023. Т. 13. № 2. С. 445–454. DOI https://doi.org/10.21638/spbu24.2023.212
Историческая память о Дмитрии Донском в первые века после его кончины имела прежде всего светский характер. Одержанная под руководством князя победа на Куликовом поле определяла общественное восприятие его образа. Еще при жизни Дмитрия наметилось сближение его образа с памятью об Александре Невском, но в отличие от последнего вопрос о церковном прославлении победителя Мамая не ставился. Причиной тому была политика активного вмешательства Дмитрия в дела высшего церковного управления. Ситуацию не изменило и то, что в допетровскую эпоху сформировался церковный культ преподобной Евфросинии — супруги Дмитрия великой княгини Евдокии. На беспорочной жизни великокняжеской семьи и Дмитрия как ее главы древнерусские книжники делали особенный акцент. С памятью о Куликовской битве традиция связывала и происхождение особого дня поминовения усопших, получившего имя святого Дмитрия Солунского и великого князя Дмитрия Донского. Однако все это не стало поводом для церковного прославления последнего даже в период широкой волны канонизации русских святых? инициированной митрополитом Макарием. Причиной тому оставались все те же непростые отношения высшей церковной власти к Дмитрию Донскому. Это, однако, не было препятствием для все большей включенности образа великого князя как талантливого военачальника и победителя Орды в историческую память народа и в идеологическую систему координат вновь созданного единого Русского государства. Иван Грозный считал его одним из исторических образцов для собственного правления и подчеркивал собственное происхождение от этого славного предка. В XVII в. дворяне, конструируя генеалогическую историю своих фамилий, старались связать происхождение собственных родов с выехавшими ко двору Дмитрия Донского боярами. Сохранялась и наметившаяся связь исторического образа Дмитрия с канонизированным в 1547 г. на общерусском уровне Александром Невским.
Вопрос отношения советской власти и Русской православной церкви, несмотря на обилие исследований, по сей день имеет немало «белых пятен». К одной из таких лакун можно отнести взаимоотношения власти с придворным духовенством. Духовенство, являвшееся частью Министерства императорского двора, было упразднено в январе 1918 г., за несколько дней до издания декрета об отделении церкви от государства. Хронологическое расхождение имело свою причину — в первую очередь, духовенство было связано с судьбой этого министерства, и, как и ряд его подведомств, попало под контроль Наркомата имуществ Республики. Несмотря на общепринятое мнение об исключительно последовательной антирелигиозной политике властей, в марте 1918 г. руководство Наркомата имуществ издает постановление о возвращении духовенству части капиталов, отчужденных январским постановлением. В настоящей статье исследуются данный документ и приложения к нему, которые не были опубликованы ранее, а также анализируются возможные причины появления подобного документа, противоречащего общему курсу на борьбу с церковью и религией, осуществлявшемуся в тот
период на общегосударственном уровне. Проектам Наркомата имуществ республики по сохранению капиталов придворных храмов не суждено было сбыться. В мае 1918 г. в системе Наркомпроса был создан отдел охраны, учета и регистрации памятников искусства и старины, руководство которым взяла на себя Н.И.Седова-Троцкая. Постепенно этот отдел стал курировать работу по составлению описей национализированных предметов, вывозившихся из дворцов, усадеб, квартир, церквей, монастырей и других учреждений, с целью хранения, инвентаризации и дальнейшего перераспределения между музеями страны.
Ключевые слова: Министерство императорского двора, духовенство, Двор, охрана памятников, Наркомат просвещения, Наркомат имуществ, Советская Россия, большевики.
Метки: Научные публикации