Начало церковного почитания Александра Невского было положено во многом усилиями митрополита Кирилла, постаравшегося придать особое значение похоронам князя и акцентировавшего внимание на принятии им перед кончиной пострига. Исторический опыт реального князя — политического деятеля оставался актуальным в течение второй половины XIII в. и на протяжении XIV в. Местная канонизация 1381 г. помимо прочего обозначила связь образа Александра Невского с Куликовской битвой и через нее — с Дмитрием Донским. Прославление 1547 г. отчасти соединило историческую память о святом в систему государственной идеологии вновь созданного царства. Действия Петра также не следует рассматривать как радикальную ломку установившейся традиции почитания Александра: император старался максимально следовать существовавшей в православии практике. Он, как это справедливо отмечалось в историографии, действительно способствовал включению исторической памяти о князе в идеологию созданной им империи, но для этого имелись и некоторые предпосылки, возникшие ранее. Образ Александра Невского — национального героя вплоть до 1917 г. существовал параллельно с его образом святого. В советские годы, во многом благодаря кинофильму С. М. Эйзенштейна, «святой лик» с князя был «снят».
Ключевые слова: Александр Невский, С. М. Эйзенштейн, русская культура, отечественная история, историография, Дмитрий Донской
Метки: Научные публикации