• Main-19
  • Main-7
  • Main-2
  • Main-1
  • Main-15
  • Main-3
  • Main-5
  • Main-4
  • Main-8
  • Main-18
  • Main-9
  • Main-10
  • Main-6
  • Main-11
  • Main-12
  • Main-13
  • Main-14
  • Main-16
  • Main-17
  • Main-20
  • Main-21
  • Main-22

 

Ходаковский Е. В. Конфессиональные аспекты архитектуры деревянных
протестантских костелов Восточной Европы XVII–XVIII веков // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 55-67. https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.105

 В статье рассматривается уникальный феномен протестантских «костелов мира», а также «артикулярных костелов» середины XVII–XVIII в., построенных после окончания Тридцатилетней войны (1648) и Шопронского сейма (1681) в славянских землях Священной Римской империи. Относительная веротерпимость, с одной стороны, и жесткие условия, в которые были поставлены протестантские общины, находившиеся в окружении католического большинства, продиктовали особую специфику архитектуры деревянных протестантских костелов 1650–1770-х гг. в Свиднице, Яворе, Кежмароке, Гронсеке, Лештинах, Истебне, Свети Криже. Основным результатом исследования становится вывод, что принципиальное отличие «костелов мира» и «партикулярных костелов» от католических деревянных храмов заключается не только в объемно-пространственном решении, продиктованном общеизвестными различиями в чинопоследовании богослужения, но и в самой технике деревянного строительства, несвойственной местной восточнославянской традиции и в большей степени характерной для северогерманской деревянной архитектуры. В итоге «артикулярные» костелы стали заметным явлением в пестром и разнообразном культурном ландшафте Восточной Европы. Во многом порвав с местными строительными традициями, эти выдающиеся сооружения значительно обогатили панораму памятников протестантской архитектуры XVII–XVIII вв., ставшей заметной альтернативой католическому и униатскому деревянному строительству. Одновременно они послужили целям самоидентификации, когда исповедовавшие протестантизм этнические поляки или словаки, находившиеся в меньшинстве, всячески пытались через иной «архитектурный язык», выраженный в германских или скандинавских строительных технологиях, представить свой храм как грандиозный деревянный «Ноев ковчег», на котором члены общины вместе совершают свое плавание среди бурь, тревог и потрясений, наполнявших историю Европы Нового времени.

Ключевые слова: архитектура, искусство, деревянное зодчество, Восточная Европа, костелы, идентичность, межкультурная коммуникация, диалогизм, историческая память

Читать статью

 

Метки: Научные публикации