До последнего времени в историографии отсутствовали крупные компаративные исследования по феномену святости в Центральной Европе. Между тем, там имелись весьма обширные регионы, в которых до конца средних веков не было местных святых. Одним из них являлась Верхняя Саксония. Каков был путь формирования здесь сакрального культа? Какие политические или социокультурные факторы играли в появлении культа святых решающую роль? И каковы были функции святых в менявшемся обществе? Проблемы исследуются на примере культа св. Бенно, епископа Мейссена, который был канонизирован в 1523 г. Он стал последним святым средневековой латинской церкви и первым святым для династии Веттинов. В статье показана инструментализация его памяти на различных этапах. С XIII в. образ выступал на службе епископов Мейссена, стремившихся стать имперскими князьями. С XV в. княжеская династия Веттинов (Альбертинский дом) хлопотала о канонизации Бенно ради усиления собственного авторитета в Священной римской империи. Решающий вклад в этом направлении был сделан герцогом Георгом Бородатым. Два события маркировали усилия саксонского князя в публичном пространстве: перевод на немецкий язык «Жития» св. Бенно, выполненный Иеронимом Эмзером в 1517 г. и перенос мощей Бенно в соборе города Мейссена в 1524 г. В эпоху Реформации культ св. Бенно призван был противостоять протестантизму. Парадоксальным образом, однако, свою роль как связующего звена между династией и подданными он смог сыграть только в Баварии с конца XVI в.
Ключевые слова: св. Бенно, Саксония, Священная римская империя, Мейссен, Веттины, Георг Бородатый, Бавария, Иероним Эмзер, династия, культ святости, историческая память
Метки: Научные публикации