• Main-19
  • Main-7
  • Main-2
  • Main-1
  • Main-15
  • Main-3
  • Main-5
  • Main-4
  • Main-8
  • Main-18
  • Main-9
  • Main-10
  • Main-6
  • Main-11
  • Main-12
  • Main-13
  • Main-14
  • Main-16
  • Main-17
  • Main-20
  • Main-21
  • Main-22

 

Турыгина Н. В. Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте
литовской идентичности// Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 68-80
https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106

История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Strażniczką Kresów», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации.

Ключевые слова: этничность, идентичность, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, литовскость, польскость, нациестроительство, конструктивизм, Остробрамская икона, Вильнюс, Вильно, культ Девы Марии, региональная история, межкультурная коммуникация, диалогизм, историческая память

Читать статью

Метки: Научные публикации