В статье в контексте представлений и понятий, связанных с феноменом мученичества в западном христианстве, рассматривается дискурсивное конструирование, становление и развитие культа католического мученика Иосафата Кунцевича в условиях напряженной межконфессиональной конфронтации и «религиозных войн» в Речи Посполитой в XVII веке. Отмечается, что культ униатского Полоцкого архиепископа, убитого православными, активно использовался в противостоянии с иноверцами, в особенности с приверженцами православной церкви, легитимизируя борьбу и даже насилие по отношению к ним, и, в особенности, самым убежденным и упорным врагам католической церкви и унии Божественным гневом и «местью» за пролитую кровь мученика. В то же время культ Иосафата имел ярко выраженный прозелитический характер, направленный на распространение католицизма среди «неверных». Обе эти ипостаси никак не противоречили друг другу, так как, во-первых, в рамках традиционных для христианства представлений часто подчеркивалось, что мученики, принимая смерть за свою веру, своей жертвой способствуют победе христианства над его врагами и его распространению, ставя своим мученичеством виновных в своей гибели перед выбором: либо уверовать, либо быть обреченным на Божественное наказание и вечные страдания. Во-вторых, христианские авторы в Средние века и раннее Новое время традиционно отмечали, что для распространения «истинной веры» одинаково важны и проповедь, и принуждение (даже насилие), и в рамках культа Иосафата Кунцевича данное убеждение нашло свое яркое отражение.
Ключевые слова: Иосафат Кунцевич, Речь Посполитая, католицизм, униатство, Брестская уния, православие, протестантизм, культы святых, мученики, историческая память, идентичность
Метки: Научные публикации