Статья посвящена проблеме зарождения и становления идеи о святом покровителе белорусских территорий и белорусского народа в период до 1914 г. В первую очередь анализируется история «белорусской» составляющей культа св. Евфросинии Полоцкой. В белорусском контексте она появляется еще в 1663 г. в стихотворениях Симеона Полоцкого. В дальнейшем идея о «святом покровителе Белоруссии» актуализируется только в 1830-е, а затем в начале 1870-х гг. До 1890-х гг. она фиксируется ситуативно: в особенно важные для местного православия периоды представители духовенства и интеллигенции Полоцка и Витебска позиционируют как покровительницу Полоцкой землио и Белорусского края Св. Евросинию. На рубеже XIX–XX вв. идея об общебелорусском культе святой становится более популярной, а в качестве объекта покровительства преподобной все чаще начинает называться не только Белорусский край, но и белорусский народ. Апогея идея достигает в 1910 г., когда было громко заявлено, что Евфросиния Полоцкая — покровительница белорусской ветви «триединого русского народа». Помимо этого, рассматривается бытование идеи «белорусского святого» в среде деятелей белорусского национального движения в начале XX в. В качестве святых ими позиционировались традиционно почитаемые в регионе польские католические святые, и, в первую очередь, св. Андрей Боболя, в то время как образ св. Евфросинии не играл в их нарративе заметной роли. Выделяется общее и особенное в процессах зарождения и развития двух «проектов» белорусских святых, их соотношение друг с другом.
Ключевые слова: Беларусь, святость, национализм, православие, католицизм, Полоцк, Евфросиния Полоцкая, Андрей Боболя, Иосафат Кунцевич, Симеон Полоцкий, этничность, идентичность
Метки: Научные публикации