Семинар «Святые и святыни в сакральной географии Северо-Запада» прошел в Музее-заповеднике «Соловецкий монастырь» 21-31 июля 2023 года
Семинар был направлен на выявление основных путей сакрализации ландшафта Северо-Западной Руси в Средневековье и Новое время. Сакрализация ландшафтов вокруг монастырей, обусловленная появлением местных святынь (церквей, часовен, памятных крестов, мощей) сопровождалась и активной хозяйственной деятельностью, закладывая основу для будущего развития территорий в уникальном равновесии духовного и материального импульсов.
Планируя экспедиционную поездку на Соловецкие острова, исследователи ставили перед собой три важных для реализации проекта задачи:
- проведение научно-исследовательского семинара совместно с коллегами из Соловецкого музея-заповедника — объекта, связанного с историей русской святости, зонами контактов и конфликтов культур, чтобы обменяться знаниями с уникальными специалистами по своей тематике;
- работа с фондами местного архива, музея, знакомство с сохранившимися материалами, документами, экспозициями, новыми изданиями монографий и документов, которые еще не попали в поле нашего исследования — материалы местных архивов, непосредственное изучение мест памяти, музейных экспозиций, исторической топографии местности, памятных мест позволяет понять, как происходила сакрализация данного региона, как она функционировала как объект культурной памяти;
- взгляд на территорию как презентацию российской истории.
Доклады исполнителей гранта:
Ходаковский, Евгений Валентинович. Храмостроительство в Соловецких вотчинах в XV-XVII вв.
Концепция доклада «Типы святости соловецких святых в контексте европейской средневековой агиографии» построена во взаимосвязи с существующим в историографии мнением, что все святые более или менее сконструированы в том смысле, что, будучи носителями сверхестственных качеств в глазах людей (способность творить чудеса), они являются конструктом, состоящим из коллективных представлений общества, что такое святость. Никто и никогда не мог стать святым самостоятельно – святого создает общество, которое верит в его особые способности. Александр Ильич пытается применить существующие в исторической науке схемы к пантеону соловецких святых, в который входят: Преподобные Савватий, Зосима и Герман, соловецкие чудотворцы, Преподобный Елисей Сумский, Святитель Филипп, митрополит Московский, чудотворец, Пустынник монах Никифор, Преподобный Иринарх, игумен соловецкий, чудотворец, Преподобный Елтазар и другие. В докладе анализируется типология соловецких святых и возможность применения к ним европейских типологий.
Турыгина, Наталья Валерьевна. Монастырская тюрьма XVI-XIX вв.
Доклад посвящен изучению роли Соловецкого монастыря как места ссылки религиозных и государственных преступников, начиная с периода царствования Ивана Грозного. Исследователь рассказала о порядке ссылки в монастырскую тюрьму, социальном составу преступников, условиях содержания на протяжении XVI-XVIII вв., и т. д. Особое внимание докладчик уделила формированию памяти о значимых для отечественной истории узниках.
Медведев, Кирилл Максимович. Распространение и переносы реликвий Иосафата Кунцевича как средства популяризации его культа и католической конфессионализации в Речи Посполитой в XVII-XVIII вв.
Исследователь обратился к вопросу о том, как при помощи распространения и переносов различных «чудотворных» реликвий, связанных с мучеником Иосафатом Кунцевичем (как непосредственно его останков, их частей и прочих вещей, некогда ему принадлежавших, а также кусков ткани, смоченных в его крови), представители католического и униатского клира старались популяризировать его культ на территории Речи Посполитой, чтобы способствовать усилению религиозных чувств и католической идентичности среди своей паствы, а также стремясь через чудеса повлиять на иноверцев для принятия ими католицизма.
Короневский, Виктор Ильич. Церемонии перенесения мощей в контексте противостояния православия и католицизма в Северо-
Западном крае Российской империи (последняя треть XIX – начало XX вв.)
В докладе анализируются торжественные церемонии, связанные с перенесением реликвий местных православных святых, представляющие собой своего рода символическое освоение пространства. Автор обратил внимание на четыре церемонии: перенесение частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк в 1871 г., ставшее прямым следствием успеха Могилевской церемонии, а также перенесение останков преподобной целиком в 1910 г. и перенесение частицы мощей св. Гавриила Белостокского из Слуцка в Супрасльский монастырь. Рассматривается символическая составляющая торжеств, мотив «возвращения» святых, их декларируемая роль в истории возрождения православия в регионе.
Филюшкин, Александр Ильич. Политика Петра I в отношении канонизации, святости и ее презентации
Турыгина, Наталья Валерьевна. СЛОН как символ сталинского СССР (памяти О.В. Бочкаревой)
Филюшкин, Александр Ильич. Модели спасения в Московской Руси XV-XVI вв.
Ходаковский, Евгений Валентинович. Соловецкие скиты о. Анзер
Короневский, Виктор Ильич. Память об обороне Соловецкого монастыря от англичан во второй половине XIX - начале XX вв.
Доклады участников семинара:
Яковлева, Анна Петровна (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник). Соловецкие лагеря в истории гонений на Русскую Православную Церковь
Найдёнова, Дарья Вадимовна (Санкт-Петербургский государственный университет). Почитание и образ св. Христофора на боковых вратах иконостасов Русского Севера
Исследователь рассказала о иконографических образах св. Христофора — мученика, почитаемого в католической и православной церквях. В иконографии встречается несколько типов изображения этого героя: в образе воина; прекрасного юноши, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах; в виде зооморфного персонажа с собачьей, лошадиной или овечьей головой. Дарья Вадимовна анализирует иконографические изображения и нарративные источники, содержащие сведения о св. Христофоре.
Священник Владимир Алёшков, Александра Владимировна Алёшкова. Общая характеристика настоятельства Соловецких архимандритов середины XVIII – середины XIX века
Немного о семинаре в соцсетях: http://www.solovky.ru/ru/events/soloveckie-ostrova-stali-mestomprityazheniya-dlya-issledovateley-iz-sankt-peterburga?ysclid=ll178ujoqd929500243
Метки: Материалы конференций