Изданная в 1933 г. повесть молодого ленинградского писателя Л.Н. Рахманова «Базиль» рассказывала о трагической судьбе крепостного крестьянина, участвовавшего в строительстве Исаакиевского собора. Впервые опубликованная в период становления в здании собора Государственного антирелигиозного музея и выдержавшая затем ряд переизданий повесть к концу 1930-х гг. оказалась включена в список рекомендуемых к прочтению посетителям музея книг. Установление связи между предлагаемой Л.Н. Рахмановым интерпретацией истории собора и происходившими в 1930-е гг. изменениями профиля Государственного антирелигиозного музея составляет предмет рассмотрения настоящей статьи. Автор, обратившись к документам 6 петербургских архивохранилищ, реконструировал этапы работы писателя над текстом книги и созданный на ее страницах образ Исаакиевского собора, который оказался востребован новой администрацией Государственного антирелигиозного музея в середине 1930-х гг. В этот период роль Союза воинствующих безбожников, в результате настойчивой инициативы которого музей был открыт, заметно снизилась, а партийно-государственные лидеры избрали курс на патриотизацию идеологии. Эти факторы обусловили фактическую трансформацию профиля музея. Новый образ собора как памятника труда был близок сформированному Л. Н. Рахмановым, а издания музея 1939 г. и дискурсивно, и дословно перекликались с повестью «Базиль».
Ключевые слова: Исаакиевский собор, Л.Н. Рахманов, антирелигиозный музей, Союз воинствующих безбожников, Монферран, Ленинград
Метки: Научные публикации