• Main-19
  • Main-7
  • Main-2
  • Main-1
  • Main-15
  • Main-3
  • Main-5
  • Main-4
  • Main-8
  • Main-18
  • Main-9
  • Main-10
  • Main-6
  • Main-11
  • Main-12
  • Main-13
  • Main-14
  • Main-16
  • Main-17
  • Main-20
  • Main-21
  • Main-22

 

Selart, Anti. Lembitu: A medieval warlord in Estonian culture // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2021. № 1. С. 3-14. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.101

Тринадцатый век был периодом великих перемен в Балтийской истории. С традиционной для эстонской историографии точки зрения, в 1208–1227 гг. древние эстонцы героически защищали свою политическую и личную свободу и автохтонную религию, но им пришлось признать господство немецких захватчиков и католической церкви. Эта интерпретация стала среди эстонской аудитории преобладающей к концу XIX века. В то же время в эстонском нарративе существовал дефицит исторических героев, источники XIII в. зафиксировали очень немного имен эстонцев. Существует одно исключение – Лембит – вождь северной части территории Сакала. В 1217 г. он был убит в бою с крестоносцами. Как сообщает современная хроника, голова Лембита была отрезана и забрана победителями. В XIX–XX вв. создавались многочисленные художественные образы Лембита. Это способствовало популяризации образа народного героя, схожего с образом короля, борющегося за свободу и независимость. В начале 2000-х гг. получило развитие ироничное или критическое отношение к традиционному образу Лембита. Новое обращение к образу национального героя в эстонском медиапространстве произошло в 2010-х гг. и было связано с вопросом о судьбе черепа лидера древней Сакалы. Еще в 1960-х гг. в Эстонии стали распространяться сообщения о том, что где-то в Польше находится голова Лембита. В 2014 г. Министерства культуры Эстонии и Польши инициировали поиск артефакта в польских музеях. В 2018–2019 гг. Министерство культуры Эстонии финансировало научный проект по поиску и изучению источников по эстонской истории в Польше. Не смотря на то, что цели исследования были определены достаточно широко, в средствах массовой информации и среди общественности проект воспринимался как «Поиск черепа Лембита». Сегодня в культуре и медиа сфере Эстонии обращение к образу Лембита и его презентация определяются такими факторами как потребность общества в наличии собственного национального исторического персонажа, локальный патриотизм, развитие туризма и обыгрывание исторических сюжетов в туристических объектах.

Ключевые слова: средневековье, исследования средневековья, средневековая Ливония, эстонская историография, историческая имагология, исследование культуры

Метки: Научные публикации